1962 год. Флот США сжал подводную лодку СССР кольцом, эсминцы атакуют ее глубинными бомбами. Внутри Б-59 ходит всё ходуном, оглушенному экипажу кажется что началась Третья мировая война. У командира есть право на применение ядерного оружия и он снимает предохранитель с красной кнопки. Какой-то сантиметр до гибели всего человечества...
Водоворот
Василий Архипов из крестьянской семьи Подмосковья мечтал стать моряком с тех самых пор, как в маленькой деревне передвижка показала фильм про флот. В 1947 году он закончил обучение в Каспийском училище ВМФ и стал подводником. В 1961 году, когда Архипова закрутили грандиозные исторические события, он стал дублером командира на новейшей стратегической подводной лодке Северного флота "К-19".
К-19 стала первой атомной подлодкой с ядерными баллистическими ракетами. И во время учений 1961 года у нее вышла из строя несовершенная система охлаждения реактора. В 100 километрах от Норвегии мог начаться первый Чернобыль, но героические действия экипажа предотвратили катастрофу.
Под усиливающейся радиацией моряки СССР охладили реактор и избежали его расплавления. К-19 получила мрачное прозвище "Хиросима", а от тяжелых доз половина моряков умерла сразу или позже. Так офицер Архипов спас человечество в первый раз.
Операция "Кама"
Когда в 1962 году между СССР и США начался Карибский кризис, Василий Архипов начальник штаба бригады подлодок. И в рамках спецоперации его бригаду отправляют к берегам США, в операции "Кама" участвуют четыре дизельных подводных лодки Северного флота. Они несут секретное оружие - торпеды с ядерной боеголовкой в 10 килотонн. Задача - атаковать в случае начала мировой войны.
Правда в хаосе кризиса на Кубе никто не знал, когда надо атаковать. Поэтому командирам подлодок дается приказ использовать ядерные торпеды в случае если противник атакует корабль первым, или в случае приказа Москвы. Решать должны командиры лодок, а утверждать ядерный удар - старшие офицеры бригады. Капитан 2 ранга Василий Архипов поплыл на Б-59 как старший офицер.
Когда подлодки СССР дошли до Америки в конце октября 1962 года, Карибский кризис достиг кульминации. "Мы думали, это конец", - скажет позже Вадим Орлов, советский разведчик. А советских моряков в Саргассовом море ждал весь американский флот с приказом найти и заставить всплыть любой ценой. Вы должны понимать, что обнаруженную подлодку уничтожают в первую секунду начала войны.
8 авианосцев с крейсерами, эсминцами и воздушным флотом США искали лодки, бригаде пришлось разойтись. Но дизельным подлодкам надо всплывать для зарядки, и Б-59 с Архиповым обнаружил самолет, обстрелял перед носом и навел эскадру. 11 эсминцев и бомбардировщики авианосца США бросали вокруг нее глубинные бомбы, стоял страшный грохот и жара, кондиционеры вышли из строя.
Ангелы
Связи с Москвой нет, подводники не знают - идет уже Третья мировая война или нет. А американцы не знают что у дизельной лодки на борту атомное оружие и вольный приказ. И вот, потеряв самообладание, командир подлодки Б-59 Савицкий приказывает атаковать ядерной торпедой авианосец USS Randolph: "Мы взорвем их сейчас! Мы умрем, но потопим их всех, мы не станем позором флота!"
Тактический атомный взрыв рядом с США в кризис, вызвал бы неизбежно ядерную войну. Но капитан 2 ранга Архипов спас мир во второй раз. Он отказался подтвердить ядерный удар, приказал обнаружить себя и всплыть, а в открытом эфире потребовал прекратить провокацию.
Эскадра США прекратила огонь. Подлодка СССР зарядив аккумулятор и отремонтировав повреждения, ушла под воду вновь. Когда бригада вернется в Видяево, министр обороны СССР Гречко отчитает командиров Б-59: "Было бы лучше, если бы вы пошли ко дну вместе с кораблем". А потом Кремль поймет, что моряки сделали.
Кап-два Архипов станет вице-адмиралом, получит много наград. Он скончается в 1998-м от рака вызванного радиацией аварии на К-19. В 2002 году американские политики заявят что "русский парень по фамилии Архипов спас мир". В 2003 Василия Александровича наградят посмертно в Италии премией "Ангелы нашего времени" за мужество и стойкость.